Контрольно-ревизионная служба

Организация и деятельность контрольно-ревизионной службы при Избирательной комиссии Ростовской области

Контрольно-ревизионная служба при Избирательной комиссии Ростовской области была создана в 1997 году, а уже в следующем году такие службы стали  создаваться при нижестоящих комиссиях, в полном составе и объеме полномочий на всех уровнях выборов, где это было предусмотрено законодательством.

На контрольно-избирательные службы возложены функции по контролю за источниками поступления, правильным учётом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов; организация проверок достоверности представленных сведений о кандидатах, об их имуществе, доходах и об их источниках; проверка финансовых отчётов кандидатов и, наконец, весьма важной задачей является контроль за соблюдением установленного избирательным законодательством порядка проведения предвыборной агитации.

В осуществлении своей деятельности в период подготовки и проведения выборов контрольно-ревизионная служба, созданная при Избирательной комиссии Ростовской области, тесно взаимодействует с  различными организациям и ведомствами области. В первую очередь - с Главным Управлением внутренних дел по Ростовской области, Управлением федеральной налоговой службы по Ростовской области, Юго-Западным филиалом Сбербанка России, Управлением федеральной службы безопасности по Ростовской области, Управлением Федеральной миграционной службы по Ростовской области, Управлением регистрационной службы по Ростовской области, Управлением МЧС по Ростовской области и рядом  других ведомств.

Деятельность Контрольно-ревизионных служб направлена на то, чтобы поставить жесткий заслон проникновению в структуры власти представителей криминальных сообществ, организаций финансируемых из зарубежных источников. Поэтому в сферу деятельности КРС кроме вопросов проверки сведений о кандидатах, контроля формирования и расходования избирательных фондов,  контроля целевого расходования средств бюджета, входят вопросы контроля  агитационными действиями кандидатов, избирательных объединений и политических партий.

В 1998 году был создан первый в России прецедент, когда ОИК отменила регистрацию двух кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, за использование денежных средств, минуя избирательные фонды. По такому же основанию по инициативе избирательной комиссии впервые была отменена регистрация кандидата, победившего на выборах.

Чистый Дон

В практике работы Избирательной комиссии Ростовской области с 2001 года при проведении выборов всех уровней используется программный комплекс «Чистый Дон».

Эта программа полностью является разработкой Облизбиркома и не имеет аналогов. С её помощью  в период проведения выборов  осуществляется контроль за распространением агитационных материалов.

Чистый Дон2

Чистый Дон_ЗСРО_01.jpg

  

Суть действия программы заключается в следующем. Агитационные материалы кандидатов или политических партий (листовки, плакаты, брошюры, баннеры, электронные табло и т.п.) в соответствии с избирательным законодательством, проходят регистрацию в избирательных комиссиях. После регистрации образцы этих материалов с их подробным описанием с помощью ГАС «Выборы» размещаются в сети, доступ к которой имеют избирательные комиссии. Сопоставляя образцы агитационных материалов, которые распространяются в городах и районах с теми, которые прошли регистрацию в избирательных комиссиях и содержатся в программе «Чистый Дон», выявляются противоправные агитационные материалы и принимаются соответствующие меры по пресечению их распространения.

   52_1.jpg

За годы использования программа «Чистый Дон» показала свою высокую эффективность, успешно противоборствуя не только противоправным агитационным материалам, но и тем листовкам и прокламациям, которые имели откровенно экстремистский и провокационный характер, были направлены на дестабилизацию социальной обстановки, имели призывы и лозунги террористической направленности.

С 2008 года по настоящее время контрольно-ревизионными службами используется обновлённая версия программы «Чистый Дон». Задачей её применения в новом формате является привлечение к контролю за агитационными материалами широких масс избирателей. Для этого образцы агитационных материалов с их описанием размещаются на страничках территориальных избирательных комиссий, доступ к которым через сеть Интернет получают все избиратели.

Таким образом, проверка законности фактически распространяемых материалов стала возможной для каждого. С образцами агитационных материалов  кандидатов  всегда  можно ознакомиться на сайте  Избирательной комиссии Ростовской области  (http://www.ikro.ru) на странице соответствующей территориальной избирательной комиссии.

Одним из приоритетных направлений деятельности контрольно-ревизионной службы является контроль расходования средств бюджета, выделяемых для проведения выборов.

В ходе проведения каждой избирательной кампании выполняется комплекс мер по обеспечению законности, контролю и проверке расходования бюджетных средств.

Этот комплекс мер включает в себя:

  • обучение (в том числе дистанционными и интерактивными методами);
  • контроль за выделением средств на обеспечение выборов;
  • методическое обеспечение;
  • контроль в ходе выборов, выезды в ОИК/ТИК, индивидуальные консультации;
  • проведение проверок после завершения выборов;
  • анализ и обобщение результатов проверок, рассмотрение вопроса на заседании Избирательной комиссии Ростовской области;
  • корректировка обучающих программ и технологии работы на следующих выборах.

В качестве методической помощи территориальным  и участковым избирательным комиссиям при проведении выборов разных уровней, начиная с 2001 года, направлялся разработанный комплект бланков финансовых документов с  рекомендациями  по их заполнению. Они помогают привести первичные финансовые документы к единообразию и снизить уровень ошибок при составлении финансовых отчетов участковыми избирательными комиссиями.

За период деятельности контрольно-ревизионной службы при Избирательной комиссии Ростовской области проведено проверок целевого использования средств федерального и областного бюджета в двухстах девяносто трех территориальных и в двух тысячах девятьсот сорока трех участковых избирательных комиссиях.

Работа по проверке целевого использования бюджетных средств носит системный характер.  Начиная с 1997 года, результаты проверок анализируются и  рассматриваются на заседании Избирательной комиссии Ростовской области.

Залогом успешной работы является высокий уровень профессиональной подготовки специалистов, привлекаемых для работы в КРС и в этой связи с особой актуальностью стоит задача проведения в кратчайшие сроки качественного обучения этих специалистов.

Начиная с подготовки к проведению выборов депутатов Государственной Думы 2007 года в практике работы избирательных комиссий применяется такая форма как проведение обучающих семинаров в режиме видеоконференции. Использование этой формы позволяет обучить одновременно всех специалистов, привлеченных для проведения выборов во все избирательные комиссии области и при этом избежать значительных материальных и временных затрат.

Аналогичные семинары, научно-практические конференции регулярно проводятся с представителями средств массовой информации. В результате, как показывает практика последних лет, число нарушений правил ведения предвыборной агитации в СМИ последовательно уменьшается.

В ходе подготовки и проведения муниципальных выборов Контрольно-ревизионной службой при Избирательной комиссии Ростовской области ведется большая работа по подготовке территориальных избирательных комиссий к проведению единого дня голосования – разрабатываются и направляются в комиссии соответствующие методические материалы, инструкции и разъяснения.