Нормотворческая деятельность

заседание1

В соответствии с положением п. 1 ст. 46 Устава Ростовской области Избирательная комиссия Ростовской области наделена правом законодательной инициативы. Руководствуясь данным положением, члены Избирательной комиссии Ростовской области и специалисты аппарата активно участвуют в законодательном  процессе.

заседание1В Российской Федерации очень динамично развивается федеральное избирательное законодательство. В связи с этим возникает необходимость в обновлении региональной базы, приведение ее в соответствие с федеральной. Практически каждый цикл выборов регламентируют новые избирательные законы. В рамках совместной деятельности в целях приведения избирательного законодательства Ростовской области в соответствии с федеральным законодательством Законодательным Собранием Ростовской области было принято распоряжение «Об образовании рабочей группы». В состав рабочей группы были включены представители Избирательной комиссии Ростовской области. 

Разработано более семидесяти  областных законов. Примерами, такой работы являются:
  • Областной закон «Об Избирательной комиссии Ростовской области» от 15 марта 2004 года № 95-ЗС;
  • Областной закон «О территориальных избирательных комиссиях Ростовской области» от 25.10.2002 г. №276-ЗС; 
  • Областной закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области» от 11.07.2006 г. №515-ЗС;
  • Областной закон «О выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в   Ростовской области» от 29.03.2005 г. №300-ЗС;
  • Областной закон «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» от 28.12.2005 г. №429-ЗС;
  • Областной закон «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» от 19.12.2005 г. №414-ЗС;
  • Областной закон «Об областном референдуме в Ростовской области» от 19.05.2006 г. №482-ЗС;
  • Областной закон «О местном референдуме в Ростовской области» от 19.05.2006 г. №483-ЗС.

Исходя из практики проведения выборов и учитывая обновления федеральной законодательной базы, указанные областные законы постоянно изменяются и совершенствуются. 

Последними примерами такой работы является разработка следующих законов:

  • Областной закон от 29 июля 2010 г. № 460-ЗС «О внесении изменения в статью 4 Областного закона «Об Избирательной комиссии Ростовской области»;
  • Областной закон от 29 июля 2010 г. № 461-ЗС «О внесении изменений в статью 1Областного закона «О территориальных избирательных комиссиях Ростовской области»;
  • Областной закон от 29 июля 2010 г. № 457-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области»;
  • Областной закон от 29 июля 2010 г. № 456-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области».

ЮсовАктивное участие в развитии и совершенствовании избирательного законодательства принимает Председатель Избирательной комиссии Ростовской области С.В. Юсов. Так, С.В.Юсов дважды выступал на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам совершенствования законодательства.  

В адрес Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, профильных комитетов Государственной Думы Облизбиркомом направлено уже более восьмидесяти предложений и заключений, связанных с реформированием действующих федеральных норм. Ряд из них нашел закрепление в новых положениях Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Системный анализ организации и проведения выборов на территории Ростовской области показывает, что многие новые нормотворческие инициативы позволяют с каждым законодательным циклом обеспечить более полную реализацию избирательных прав граждан. Открыто и гласно подготовить и провести выборы, по их итогам сформировать легитимные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Взаимодействие с Администрацией Ростовской области

Избирательная комиссия Ростовской области тесно сотрудничает с Администрацией области. Результатом такой совместной деятельности является разработка постановлений Администрации Ростовской области. Так, совместно было разработано Постановление Администрации Ростовской области от  28 февраля 2006 года № 60 "О мерах по организации регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ростовской области". 

Существенная поддержка оказывается организаторам выборов в рамках постановлений Администрации Ростовской области о содействии избирательным комиссиям и органам местного самоуправления области в организации подготовки и проведения выборов в Ростовской области принимаются соответствующие постановления. В разработке и подготовке постановлений наряду со специалистами Администрации области участвуют представители Облизбиркома. В постановления детально регламентируется порядок взаимодействия избирательных комиссий с учреждениями и организациями, занимающимися учетом населения, представления избирательным комиссиям в пользование помещений для работы, транспорта, средств связи, определяется перечень мероприятий по обеспечению охраны помещений избирательных комиссий, доставке избирательной документации.

Наглядными примерами такой работы являются Постановление Администрации Ростовской области от 20 июня 2008 г. № 303 «О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов органов местного самоуправления поселений», Постановление Администрации Ростовской области от 25 января 2008 г. № 20 «О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации и депутатов Законодательного Собрания Ростовской области», Постановление Администрации Ростовской области от 9 октября 2007 г. № 395 «О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Применение указанных постановлений в ходе избирательной кампании позволяет обеспечить слаженное взаимодействие избирательных комиссий с органами государственной власти и органами местного самоуправления, способствует более полной реализации избирательных прав граждан.

Свидетельствами такого тесного взаимодействия являются последние муниципальные выборы, 14 марта и 10 октября 2010 года.

Локальное нормотворчество

Важное значение для региональных, местных выборов и референдумов имеют нормативные подзаконные акты Избирательной комиссии Ростовской области. В соответствии с положениями ст. 10, ст. 11 Областного закона «Об Избирательной комиссии Ростовской области» Избирательная комиссия Ростовской области наделена правом издавать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения законов Ростовской области, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов и референдумов разного уровня.  

В целях обеспечения правильного и единообразного применения областных законов Облизиркомом разрабатываются ряд актов локального характера, обязательных не только для нижестоящих избирательных комиссий, но и для органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций. Так, для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Ростовской области четвертого созыва Облизбиркомом было разработано и принято более сорока нормативных инструкции, а для организации и проведения выборов глав и депутатов представительных органов муниципальных образований, прошедших в 2009-2010 годах, Облизбиркомом было разработано и принято более семидесяти инструкций и нормативных актов.

заседание ИКРО

Инструкции Избирательной комиссии детально регламентируют важные и спорные избирательные процедуры, предусмотренные избирательным законодательством, в числе которых:

  • рекомендации о порядке приема избирательными комиссиями документов от инициаторов выдвижения кандидатов на выборные должности;

  • порядок изготовления, контроля за изготовлением и передачи избирательным комиссиям бюллетеней для голосования;  

  • о рабочей группе Избирательной комиссии Ростовской области по рассмотрению жалоб на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан в ходе избирательной кампании.

  • формы учета объема стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставляемых зарегистрированным кандидатам в период избирательной кампании.

заседание ИКРО 2Использование данных актов в ходе выборов позволяет обеспечить правильное и единообразное применение областного законодательства.