ПОЛОЖЕНИЕ об областном Конкурсе среди студентов и аспирантов высших учебных заведений Ростовской области на лучшую научную работу по вопросам избирательного права и процесса
29.11.2016

Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ростовской области
от 14 ноября2016 г. №150-7

1. Общие положения

1.1. Областной Конкурс среди студентов и аспирантов высших учебных заведений Ростовской области на лучшую научную работу по вопросам избирательного права и процесса (далее – Конкурс) проводится Избирательной комиссией Ростовской области в период с 15 ноября 2016 года по 15 марта 2017 года совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской области, территориальными избирательными комиссиями Ростовской области.

1.2. Конкурс проводится с целью стимулирования лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, и педагогических работников образовательных организаций к научным исследованиям в области избирательного права и избирательного процесса, привлечения образовательных организаций к разработке учебно-методических материалов по избирательному праву, избирательному процессу, современным избирательным технологиям, повышения уровня правовой и политической культуры избирателей, иных участников избирательных кампаний, в том числе с учетом зарубежного опыта организации и проведения выборов, формирования кадрового резерва избирательных комиссий.

2. Условия Конкурса

2.1. Для участия в Конкурсе лицам, обучающимся по образовательным программам высшего образования, педагогическим работникам образовательных организаций или коллективам авторов в составе не более трех человек из числа указанных выше категорий участников необходимо подготовить работу по одной из трех номинаций Конкурса:

  • научно-исследовательская работа;

  • учебно-методическое пособие (для аспирантов, адъюнктов и педагогических работников);

  • электронный образовательный ресурс.

    2.2. В номинации «Научно-исследовательская работа» могут быть представлены работы в соответствии с Примерным перечнем тем работ по вопросам избирательного права и процесса (приложение № 1).

    2.2.1. Научно-исследовательская работа должна представлять собой актуальное исследование по тематике Конкурса, содержать обоснованные выводы по существу исследуемой проблемы, предложения по совершенствованию правоприменительной практики, а также, при необходимости, федерального и регионального законодательства о выборах. При написании работы конкурсанты должны руководствоваться критериями, изложенными в пункте 3.2.1 настоящего Положения.

    2.2.2. При оформлении работы конкурсанты должны руководствоваться следующими требованиями:

    наличие титульного листа, оглавления, введения, основного содержания, заключения, списка используемой литературы;

    на титульном листе конкурсной работы (приложение № 2) указываются следующие сведения:

    наименование, почтовый индекс и адрес образовательной организации;

    фамилия, имя, отчество руководителя образовательной организации;

    тема конкурсной работы;

    сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, день, месяц и год рождения, курс, отделение (дневное, вечернее, заочное), факультет, почтовый индекс, домашний адрес, код города, телефон (домашний/мобильный), адрес электронной почты;

    сведения о научном руководителе, оказавшем консультативную и методическую помощь участнику Конкурса в подготовке конкурсной работы: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, ученая степень, ученое звание, телефон (домашний/мобильный), адрес электронной почты.

    Конкурсная работа должна быть отпечатана и сброшюрована на листах формата А4. Объем работы (оглавление и текст) – не менее 30 и не более 45 страниц (для научно-исследовательской работы), не менее 40 и не более 65 страниц (для учебно-методической работы и электронного образовательного ресурса) машинописного текста.

    Текст документа должен иметь следующие параметры:

    шрифт                                             TimesNewRoman

    размер                                             14

    межстрочный интервал             полуторный

    первая строка                                 отступ на 1,25 см

    выравнивание                                по ширине.

    Размеры полей документа должны иметь следующие параметры:

    верхнее               2,0 см

    нижнее               2,0 см

    левое                   3,0 см

    правое                 1,5 см.

    Страницы конкурсной работы, за исключением титульного листа, должны быть пронумерованы, оглавление считать страницей 1.

    Прилагаемые к конкурсной работе плакаты, схемы и другой иллюстративный материал должны быть сложены так, чтобы соответствовать формату А4.

    2.3. В номинации «Учебно-методическое пособие» могут быть представлены методические пособия для различных категорий участников избирательного процесса, в том числе для будущих избирателей: учебники, лекции по избирательному праву и избирательному процессу для обучающихся и для педагогических работников, программы обучения, учебно-методические пособия, программы информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий, памятки для избирателей, кандидатов и их представителей, наблюдателей, рабочие блокноты для членов избирательных комиссий, наглядные пособия (плакаты) по избирательному праву, сценарии деловых игр, конкурсов, фестивалей и так далее. К сценариям деловых игр, конкурсов, фестивалей могут быть приложены видео- и фотоматериалы, иллюстрирующие проведение указанных мероприятий.

    При оформлении и написании работы конкурсанты должны руководствоваться соответствующими требованиями и критериями, изложенными в пунктах 2.2.2 и 3.2.2 настоящего Положения.

    Учебно-методические пособия в электронном виде участвуют в номинации «Электронный образовательный ресурс».

    2.4. В номинации «Электронный образовательный ресурс» могут быть представлены: интерактивные учебно-методические пособия по видам, указанным в пункте 2.3, электронные справочные материалы (словари, справочники, библиографический указатель и др.), программы компьютерного тестирования для различных категорий участников избирательного процесса, мультимедийные демонстрационные материалы (флэш-ролики, учебные фильмы, презентации) и др.

    При подготовке конкурсной работы в номинации «Электронный образовательный ресурс» в комплекте с материалом должны прилагаться: файл ReadMe.txt, содержащий указание программных средств, с помощью которых выполнены исполняемые компоненты, качественное описание компьютерных технологий, используемых в проекте (исполняемые модули, цифровое аудио/видео, графика, гипертекст), краткое описание содержательной части и образовательных технологий, представленных в проекте, инструкция по использованию электронного образовательного ресурса, инструкция по установке электронного образовательного ресурса, объем дистрибутива и максимальный объем памяти, занимаемой электронным образовательным ресурсом после полной установки на жесткий диск, а также должны быть указаны минимальные требования к программно-аппаратным средствам, необходимые для работы с электронными изданиями.

    2.5. В отношении материалов, представленных в электронном виде (на CD, DVD-дисках или USB-накопителях), устанавливаются следующие обязательные требования:

    2.5.1. Материалы, в том числе соответствующее программное обеспечение к ним, должны быть совместимы с операционной системой Microsoft Windows XP Professional или Windows 7 и воспроизводиться на персональном компьютере со следующими техническими характеристиками:

    процессор с тактовой частотой не более 2 ГГц;

    оперативная память не более 1 Гб;

    жесткий диск не более 80 Гб;

    видеокарта с максимальным разрешением до 1920х1080.

    2.5.2. Материалы, представленные в текстовом виде, и презентационные материалы в форматах pdf, ppt должны соответствовать версии офисного приложения Microsoft Office 2003─2007 Professional.

    2.5.3. Формат видеоматериалов – mpg2, mpg4, avi с качеством звука в диапазоне 60 Гц – 12 500 Гц и разрешением не менее 1024х768 пикселей с частотой кадров не менее 25 кадров/сек.

    2.5.4. Формат аудиоматериалов – wav, mp3 с качеством звука в диапазоне 60 Гц – 12 500 Гц.

    2.5.5. Фотоматериалы в формате jpg.

    2.6. При подготовке учебно-методического пособия и электронного образовательного ресурса конкурсанты должны руководствоваться  критериями, изложенными в пункте 3.2.3 настоящего Положения.

    2.7. Все конкурсные работы должны быть представлены на бумажном и электронном носителях.

    2.8. Конкурсные работы, выполненные с нарушением требований настоящего Положения, к участию в Конкурсе не допускаются.

    2.9. Присланные на Конкурс работы не возвращаются и не рецензируются. Конкурсные работы могут быть использованы в деятельности Избирательной комиссии Ростовской области.

    3. Порядок проведения Конкурса

    Конкурс проводится в три этапа.

    3.1. Первый этап – муниципальный (с 15 ноября 2016 года по 28 февраля 2017 года). Проводится образовательными организациями совместно с территориальными избирательными комиссиями Ростовской области.

    3.1.1.  Образовательные организации совместно с территориальными избирательными комиссиями проводят отбор лучших работ, которые в срок не позднее 6 марта 2017 года направляются в Избирательную комиссию Ростовской области. К каждой конкурсной работе прилагаются:

    заявка на участие в Конкурсе (приложение № 3);

    рецензия научного руководителя (за исключением работ, выполненных педагогическими работниками образовательных организаций);

    сопроводительное письмо руководителя образовательной организации.

    Работы, направленные территориальными избирательными комиссиями Ростовской области в Избирательную комиссию Ростовской области позже указанного срока и поступившие не от территориальной избирательной комиссии, к дальнейшему участию в Конкурсе не допускаются.

    3.2. Второй этап – областной (с 6 марта 2017 года по 17 марта 2017 года). Конкурсная комиссия проводит экспертизу и оценку конкурсных работ, по 100-балльной системе в соответствии с критериями соответствующей номинации.

    3.2.1. В номинации «Научно-исследовательская работа» учитываются следующие критерии:

    соответствие содержания работы выбранной теме (до 5 баллов);

    наличие введения с указанием актуальности, целей и задач исследования (до 5 баллов);

    наличие характеристики объекта и предмета исследования (до 5 баллов);

    научный стиль изложения, последовательность в аргументации, наличие элементов научной новизны (до 5 баллов);

    наличие индивидуального подхода к исследуемой проблеме (до 10 баллов);

    грамотность (до 10 баллов);

    уровень знакомства с современным состоянием проблемы (до 5 баллов);

    актуальность исследования, уровень общественной значимости исследуемой темы (до 15 баллов);

    наличие выводов по существу исследуемой проблемы (до 10 баллов);

    наличие предложений по совершенствованию правоприменительной практики, а также, при необходимости, федерального и регионального законодательства о выборах (до 15 баллов);

    наличие источниковедческого анализа в конкурсной работе (до 5 баллов);

    возможность практического применения (до 10 баллов).

    3.2.2. В номинации «Учебно-методическое пособие» учитываются следующие критерии:

    соответствие содержания работы выбранной теме (до 10 баллов);

    наличие введения с указанием актуальности, целей и задач, кратким описанием работы (до 10 баллов);

    методический уровень представления материалов (наличие информационно-справочных, рекомендательных, проверочных материалов) (до 15 баллов);

    доступный стиль изложения, самостоятельность мышления, грамотность (до 10 баллов);

    использование актуальных источников (до 10 баллов);

    возможность практического применения (до 20 баллов);

    дизайн (до 10 баллов);

    структура (до 10 баллов);

    наличие иллюстративных материалов (приложений) (до 5 баллов).

    3.2.3. В номинации «Электронный образовательный ресурс» учитываются следующие критерии:

    соответствие содержания работы выбранной теме (до 5 баллов);

    наличие введения с указанием актуальности, целей и задач, кратким описанием работы (до 5 баллов);

    методический уровень представления материалов (наличие информационно-справочных, рекомендательных, проверочных материалов) (до 15 баллов);

    доступный стиль изложения, самостоятельность мышления, грамотность (до 5 баллов);

    использование актуальных источников (до 10 баллов);

    возможность практического применения (до 15 баллов);

    дизайн (до 10 баллов);

    структура (до 10 баллов);

    наличие иллюстративных материалов (до 10 баллов);

    удобство навигации (до 15 баллов).

    3.2.4. Конкурсные работы, набравшие 85 баллов и более, на основании решения Конкурсной комиссии допускаются к участию в следующем этапе Конкурса.

    3.2.5. Решение Конкурсной комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании, и оформляется протоколом. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании является решающим. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует простое большинство ее членов.

    3.3. При проведении экспертизы, оценки конкурсных работ и подведении итогов Конкурса сведения об авторах работ членам комиссии не сообщаются.

    3.4. Третий этап – заключительный (март 2017 года). Участники заключительного этапа приглашаются Конкурсной комиссией для участия в публичной защите и презентации своих работ. Презентация работы может осуществляться также в режиме видеоконференции.

    3.4.1. Конкурсная комиссия назначает дату проведения заключительного этапа Конкурса, который проводится в форме научно-практической конференции в марте 2017 года.

    3.4.2. В рамках конференции проводятся презентация и защита конкурсных работ отдельно по каждой номинации. Результаты защиты учитываются Конкурсной комиссией при определении победителей Конкурса.

    3.4.3. С учетом результатов экспертизы, оценки, публичной презентации и защиты конкурсных работ, Конкурсная комиссия на своем заседании подводит итоги Конкурса и открытым голосованием определяет победителей Конкурса, исходя из количества присуждаемых премий в каждой номинации Конкурса. Заседание Конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует простое большинство ее членов.

    3.4.4. Решение Конкурсной комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании, и оформляется протоколом. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании Конкурсной комиссии является решающим.

    3.5. Победители Конкурса награждаются дипломами и денежными премиями:

    в номинации «Научно-исследовательская работа» − одна первая премия в размере 10 тысяч рублей, одна вторая премия в размере 7 тысяч рублей, одна третья премия в размере 5 тысяч рублей;

    в номинации «Учебно-методическое пособие» – одна первая премия в размере 10 тысяч рублей, одна вторая премия в размере 7 тысяч рублей и одна третья премия в размере 5 тысяч рублей;

    в номинации «Электронный образовательный ресурс» – одна первая премия в размере 10 тысяч рублей, одна вторая премия в размере
    7 тысяч рублей и одна третья премия в размере 5 тысяч рублей.

    Научные руководители победителей Конкурса награждаются благодарственным письмом и поощрительной премией в размере 5 000 рублей за первое место, 3 000 рублей за второе и третье места.

    3.6. В случае присуждения премии авторскому коллективу сумма премии не увеличивается, а распределяется между членами авторского коллектива в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 1059 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    3.7. Если какая-либо премия (премии) не присуждается (ются), то на основании предложений Конкурсной комиссии в пределах размера этой премии (премий) может быть увеличено количество других премий или изменены суммы других премий в любой номинации.

    4. Награждение победителей Конкурса

    Вручение премий и дипломов победителям Конкурса проводится в торжественной обстановке в присутствии членов Избирательной комиссии Ростовской области, Конкурсной комиссии, и средств массовой информации.

    Тезисы  лучших работ по предложению Конкурсной комиссии могут быть опубликованы в общественно-политическом молодежном журнале «Ваш выбор», на молодежном сайте Избирательной комиссии Ростовской области www.realpravo.ru.

    Кандидатура победителя Конкурса, по одной из номинаций, будет выдвинута на присуждение премии в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи в 2017 году».

  •  

    Приложение № 1

    к Положению об областном Конкурсе среди студентов и аспирантов высших учебных заведений Ростовской области на лучшую научную работу по вопросам избирательного права и процесса

     

    ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
    тем работ по вопросам избирательного права и процесса

    Раздел 1. Избирательное право в Российской Федерации и за рубежом

    1.1. Избирательные системы зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ на примере нескольких государств).

    1.2. Смешанная избирательная система и ее разновидности. Использование смешанной избирательной системы в России.

    1.3. Избирательная система, применяемая на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    1.4. Международные избирательные стандарты и их роль в развитии национального избирательного законодательства и практике проведения демократических выборов.

    1.5. Влияние международных избирательных стандартов на формирование и развитие национальных электоральных процедур.

    1.6. Особенности законодательства о выборах государств – участников Содружества Независимых Государств, сравнительно-правовой анализ (на примере отдельных государств Содружества).

    1.7. Институт международного наблюдения на выборах в Российской Федерации и в зарубежных государствах (сравнительный анализ).

    1.8. Современные методы международного общественного контроля за проведением выборов (референдумов) в зарубежных государствах.

    1.9. Соблюдение международных стандартов в практике работы миссий ОБСЕ/БДИПЧ и других институтов международного наблюдения за выборами.

    1.10. Роль опросов общественного мнения как разновидности информирования избирателей.

    1.11. Анализ особенностей информационного обеспечения выборов в Российской Федерации и за рубежом.

    1.12. Проблемы кодификации избирательного законодательства в Российской Федерации.

    Раздел 2. Субъекты (участники) избирательного процесса

    2.1. Избирательные органы Российской Федерации и зарубежных стран: сравнительно-правовой аспект.

    2.2. Правовой статус и полномочия избирательных комиссий в Российской Федерации.

    2.3. Правовой статус и полномочия окружных избирательных комиссий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    2.4. Особенности правового статуса наблюдателей на выборах в Российской Федерации и за рубежом: сравнительно-правовой аспект.

    2.5. Особенности правового статуса членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: сравнительно-правовой аспект.

    2.6. Особенности правового статуса представителей средств массовой информации на выборах в Российской Федерации.

    2.7. Правовой статус кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    2.8. Политические партии как участники избирательного процесса.

    2.9.  Правоохранительные органы как участники избирательного процесса.

    2.10. Сетевые издания как субъект информационных правоотношений в сфере организации и проведения выборов в Российской Федерации.

    2.11. Партийные предварительные голосования: политтехнология или процедура формирования публичной внутрипартийной конкуренции.

    Раздел 3. Избирательный процесс

    3.1. Особенности избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

    3.2. Особенности избирательных кампаний по выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    3.3. Выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

    3.4. Особенности выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

    3.5. Методы предвыборной агитации в период избирательных кампаний различного уровня.

    3.6. Нарушения в сфере изготовления и распространения агитационных материалов: выявление, пресечение, ответственность.

    3.7. Агитация в сети Интернет: практика, правовое регулирование, перспективы.

    3.8. Способы противодействия применению незаконных технологий  в ходе проведения избирательных кампаний.

    3.9. Особенности организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации.

    3.10. Особенности обеспечения реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления.

    3.11. Обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации.

    3.12. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов: правовое регулирование и практика.

    3.13. Финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений: правовое регулирование, практика и контроль.

    3.14. Финансовая отчетность политических партий.

    3.15. Особенности работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в межвыборный период.

    3.16. Особенности организации и проведения голосования с использованием КОИБ и КЭГ: правовое регулирование и практика.

    3.17. Голосование на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    3.18. Применение средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах как реализация основополагающих принципов деятельности избирательных комиссий – открытости и гласности. Правовое регулирование и практика.

    3.19. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях и их роль в избирательном процессе.

    Раздел 4. Выборы в органы местного самоуправления и проведение референдумов по вопросам местного значения

    4.1. Особенности выборов в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации.

    4.2. Муниципальные выборы как институт демократии.

    4.3. Муниципальные выборы как способ обеспечения реального представительства интересов населения.

    4.4. Организационные основы проведения муниципальных выборов и местных референдумов.

    4.5. Право граждан на осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, формы контроля.

    4.6. Роль общественных объединений в избирательных кампаниях на муниципальном уровне.

    4.7. Правовая подготовка организаторов муниципальных выборов и местных референдумов.

    4.8. Участие муниципальных средств массовой информации в избирательном процессе.

    4.9. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

    4.10. Проведение референдумов по вопросам местного значения.

    4.11. Проблемы организации и проведения референдумов в муниципальных образованиях.

    Раздел 5. Нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации, порядок их обжалования и ответственность за нарушение законодательства о выборах в Российской Федерации

    5.1. Юридическая ответственность и ее виды в избирательном процессе.

    5.2. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.

    5.3. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

    5.4. Административная ответственность за нарушение правил предвыборной агитации: нормативное регулирование и практика.

    5.5. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

    5.6. Причины и условия, способствующие нарушениям избирательных прав граждан Российской Федерации.

    5.7. Отзыв депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти и выборных должностных лиц в субъектах Российской Федерации.

    5.8. Отзыв депутатов представительного органа муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления.

    5.9. Злоупотребления правом в избирательном процессе и способы противодействия им.

    5.10. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав.

    5.11. Обеспечение общественной безопасности в ходе голосования.

    5.12. Рассмотрение и разрешение избирательных споров в избирательных комиссиях.

    5.13. Рассмотрение и разрешение избирательных споров в судах.

    5.14. Рассмотрение обращений о нарушениях избирательного законодательства в избирательных комиссиях: правовое регулирование и практика.

    Раздел 6. Применение современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств в избирательном процессе

    6.1. Новые информационные технологии при организации и проведении выборов.

    6.2. Будущее информационных технологий в избирательном процессе.

    6.3. Изучение практики внедрения новых средств информирования избирателей на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

    6.4. Автоматизация избирательных процессов в Российской Федерации.

    6.5. Проблемы безопасности информации в избирательном процессе, правовое регулирование и практика.

    6.6. Правовая база и последствия внедрения технических средств голосования.

    6.7. Порядок использования при голосовании на выборах в Российской Федерации технических средств подсчета голосов.

    6.8. Использование ГАС «Выборы» при проведении выборов.

    6.9. Электронные средства голосования, составление электронного протокола об итогах голосования: правовое регулирование и общественное доверие к итогам выборов.

    6.10. Совершенствование процедур электронного голосования.

    6.11. Электронное голосование как форма реализации электронной демократии.

    6.12. Электронное голосование: его риски и преимущества.

    6.13. Официальные сайты ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

    6.14. Интернет-среда в системе модернизации избирательной системы.

    6.15. Интернет-среда как источник информации о выборах.

    6.16. Правовой режим и особенности обработки персональных данных граждан в избирательной системе.

    6.17. Технологии обеспечения безопасности информационных ресурсов в период подготовки и проведения выборов.

    6.18. Анализ зарубежного опыта регулирования предвыборной агитации в сети Интернет.

    6.19. Проблемы распространения информации о выборах в  сети Интернет.

    6.20. Информационный центр ЦИК России и информационные центры избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как факторы открытости и гласности избирательного процесса.

    6.21. Информационное обеспечение выборов: российский и зарубежный опыт.

    Раздел 7. Обучение организаторов выборов и других участников избирательного процесса

    7.1. Обучение организаторов выборов и других участников избирательного (референдумного) процесса.

    7.2. Формы и методы работы по организации обучения кадров избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации.

    7.3. Организационно-правовые основы дистанционного обучения участников избирательного процесса.

    7.4. Формы и методы контроля знаний при организации и проведении обучения участников избирательного процесса в субъектах Российской Федерации.

    7.5. Практика взаимодействия образовательных организаций высшего образования и избирательных комиссий всех уровней по вопросам подготовки кадров избирательной системы Российской Федерации.

    7.6. Практика взаимодействия образовательных организаций высшего образования (общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций) с избирательными комиссиями в части подготовки учебно-методических материалов и организации обучения в указанных образовательных организациях по вопросам избирательного права и избирательного процесса.

    7.7. Практика взаимодействия образовательных организаций высшего образования и избирательных комиссий всех уровней по вопросам повышения электоральной активности молодежи.

    7.8. Практика обучения и тестирования лиц, включенных в кадровый резерв составов участковых комиссий.

    7.9. Методика подготовки учебно-методических материалов для различных категорий участников избирательного процесса.

    Раздел 8. Повышение правовой культуры молодых и будущих избирателей

    8.1. Деятельность избирательных комиссий по вовлечению молодежи в избирательный процесс (на примере субъекта Российской Федерации).

    8.2. Молодежные избирательные комиссии и их роль в избирательной системе Российской Федерации.

    8.3. Молодежь и ее участие в выборах: формы и методы повышения электоральной активности молодежи.

    8.4. Реализация молодежной электоральной концепции в субъектах Российской Федерации.

    8.5. Практика взаимодействия избирательных комиссий всех уровней с библиотеками по вопросам правового просвещения молодых и будущих избирателей.

    8.6. Реализация пассивного избирательного права молодежи.

    8.7. Участие молодежи в информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий в выборный и межвыборный периоды.

    Раздел 9. Межотраслевые исследования по тематике избирательного права и избирательного процесса

    9.1. Политическая реклама на выборах: практика, правовые, организационные и этические проблемы.

    9.2. Социально-психологические факторы, влияющие на электоральную активность избирателей.

    9.3. Толерантность как личностная характеристика работника избирательной системы.

    9.4. Региональная специфика общественного мнения избирателей в современной России.

    9.5. Статистический анализ выборов (на примере федеральных или региональных кампаний).

    9.6. Мониторинговые исследования в избирательном процессе.

    9.7. Соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности в информационном обеспечении выборов: законодательство и практика.

    9.8. Освещение деятельности партий, представленных в законодательных (представительных) органах власти.

    9.9. Интернет-среда как источник информации о выборах.

    9.10. Роль блогосферы в информационном обеспечении избирательного процесса.

    9.11. Социология в избирательном процессе.